+7 495 777-0770
 |   Избранные объекты: 0
|   Избранные объекты: 0

Компания «Усадьба»

Главная > О компании > Усадьба в прессе > Квадрум: Недвижимость России: Московский интернационал.
21.07.2015

Квадрум: Недвижимость России: Московский интернационал.

Лепота по-итальянски

Привлечение иностранных архитекторов для работы в России — явление не новое, комментирует Надежда Хазова, генеральный директор агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба». «Это — историческая практика. Например, под руководством итальянских зодчих во главе с Пьетро Антонио Солари перестраивался московский Кремль в XV веке. Именно в то время с Апеннинского полуострова был вызван Аристотель Фиораванти для восстановления Успенского собора. В начале XVIII века Петр I приглашает Карло Растрелли для работы в новой столице Российской империи, фактически создателем архитектурного образа Санкт-Петербурга стал итальянец Доменико Андреа Трезини. В конце XVIII столетия Екатерина II привлекает к работе в Петербурге Джакомо Кваренги. В XIX веке в Москве творил Доменико Жилярди, в начале прошлого столетия — Ле Корбюзье и т. д.», – напоминает эксперт.

«Москва — город эклектичный, архитектурный рисунок которого складывается из самых разных стилей, эпох и культур. Это даёт архитекторам (как российским, так и зарубежным) огромный простор для творчества, позволяет им реализовать самые смелые свои фантазии и идеи, – комментирует Ольга Павлова, директор департамента продаж компании «Магистрат». – Грамотные зарубежные архитекторы, безусловно, нужны российскому рынку недвижимости. Прежде всего потому, что обладают свежим взглядом на нашу городскую среду и приносят с собой новые технологии и материалы, которые, правда, приходится (и порой достаточно жёстко) приводить в соответствие с российскими нормативами. Мерилом их работы служит умение сочетать функциональность проекта и удобство планировок с оригинальной архитектурной идеей, сочетающейся с окружающей средой и повышающей её качество».

«Отличие в работе российских и иностранных архитекторов существенное, – утверждает Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. – Это не значит, что кто-то из них лучше, а кто-то хуже, но они работают принципиально по-разному. Иностранцы мыслят более креативно, при создании концепции исходят из функционала, а красота для них вторична. Для российских архитекторов первичен внешний вид фасадов, и только потом планировочные решения.

Часто иностранные архитектурные бюро работают в тандеме с российскими специалистами, поскольку им сложно понять и учесть все особенности российской ментальности. К примеру, они искренне не понимают, зачем нужны такие высокие потолки, огромные комнаты, множество гардеробных, почему русским покупателям не нравится тёмная кухня. Они не до конца понимают наш стиль жизни.

Иногда красивые решения, которые доступны к воплощению на Западе, неприменимы в российских реалиях. Роскошные сады на крыше поддерживать бывает очень дорого и сложно, поэтому в финальном проекте девелоперы нередко от них отказываются. Бывали случаи, когда готовый проект приходилось менять и прорабатывать заново, поскольку он не прошел согласование с московскими властями по внешним характеристикам. Поэтому часто архитекторы из-за границы создают концепции проектов, а российские специалисты помогают им в их идейном воплощении».

«Работать с известными иностранными архитекторами зачастую непросто, – соглашается Максим Зорин, коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость — Москва». – Конечно, языковой барьер уже не играет особой роли, но вот подходы к девелопменту жилья за рубежом довольно сильно отличаются от принятых в России. Мы сталкиваемся с проблемами в адаптации стандартов, различиям в некоторых пожарных нормах и СНиПах, разницей в менталитете, наконец. Нам нередко приходится прибегать к адаптации уже предложенного проекта, чтобы привести его к принятым в стране нормам и требованиями».

«И всё-таки иностранным архитекторам интересно работать в Москве: во-первых, создавать проект в одном из ведущих мегаполисов мира весьма престижно, во-вторых, сегодня столичные власти и девелоперы готовы к различным творческим экспериментам, в-третьих, задачи, которые ставятся перед зарубежными специалистами, позволяют им повышать профессиональный уровень. Характерный пример — это необходимость соблюдения инсоляционных норм, гораздо более жестких по сравнению с европейскими. В свою очередь, девелоперы при сотрудничестве с иностранными специалистами получают уникальную концепцию, создание которой возможно благодаря взгляду со стороны», – считает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп».

Да, российская столица кардинально изменилась за последние годы, да и по уровню комфорта и удобства город становится больше похож на европейский. С мнением специалистов нельзя не согласиться: такие изменения происходят в том числе и за счёт реализации идей зарубежных архитекторов, которые активно участвуют и в проектировании отдельных зданий, и в создании новых общественных пространств.

Вспомним, как в начале 2000-х годов, когда лужковская команда заявила, что именно «архитектор правит бал» в московском строительстве, к нам на самые дорогие и знаковые проекты потянулись иностранцы со звучными именами: Рэм Колхас, Жан-Мишель Вильмотт, Норман Форстер, Заха Хадид, Эрик ван Эгераат и другие. Было заявлено много перспективных объектов, которые бы они реализовали. Скажем, Жан-Мишель Вильмотт брался за «Красную площадь, 1» и «Красный Октябрь». Эрик ван Эгераат представил комплекс «Русский авангард» из пяти башен различной этажности с именами известных русских художников начала XX столетия — «Кандинского», «Родченко», «Поповой», «Малевича», «Экстер». Построить его предполагалось на Якиманке, за ЦДХ на Крымском Валу и «Музеоном». Норман Фостер готов был взяться и за башню «Россия» в ММДЦ «Москва-Сити», и за «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме, и за музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и за «Апельсин» на месте Центрального Дома художников... Увы, трудной оказалась судьба большинства из них. Не справились они с российской реальностью — согласованиями, обсуждениями, адаптацией и прочей бюрократической волокитой. Так и остались интересные задумки на бумаге.

Надо отметить, период активных «наездов» в нашу страну «бригад» архитекторов снизошло на нет при смене власти в столице, а затем наступили непростые времена в экономике. Не до жиру — быть бы живу! Курс на отечественное! Ну и далее в этом духе? 

Но вопреки всему сейчас накатила свежая волна и наступило время для нового «бала» на московском рынке недвижимости. И, что характерно, иностранные архитекторы при этом принялись за проектирование объектов не только элитного сегмента. В качестве примера можно привести Риккардо Боффила, который спроектировал мини-город High City на территории бывшего Калибровского завода в СВАО.

Ещё в одном проекте реновации промзон участвуют иностранцы. На территории бывшего автозавода ЗИЛ «Группа ЛСР» уже в ближайшие годы воплотит в жизнь проекты двух зарубежных архитектурных бюро с мировыми именами. Архитектурную доминанту района, 150-метровую башню спроектирует известный архитектор Хани Рашид, руководитель архитектурного бюро Асимптота (Нью-Йорк). «Он мастер экспериментальных форм, его проекты отличает ультрасовременный подход к цифровой архитектуре. В башне будут размещены квартиры, артгалереи, кафе, офисные пространства и многое другое. Хани Рашида отмечает свежий подход к архитектуре, его оригинальные здания зачастую не имеют аналогов. Кроме башни Хани Рашид разрабатывает проект уникального музейного центра «Эрмитаж – Москва». Уже сейчас, по первым эскизам, можно сделать вывод, что не только по архитектуре, но и по внутренней компоновке, логистике, просмотру экспозиций он станет новым словом в России», – комментирует Максим Зорин, коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость – Москва».

А известное архитектурное бюро из Европы Neutelings Riedijk Architects проектирует на территории ЗИЛа жилое здание в 75 метров высотой. Его особенностью станет уникальный фасад. «Группа ЛСР» с уважением отнеслась к архитектурному наследию России и попросила архитекторов встроить в проект сохраняемый фасад цеха братьев Весниных, на месте которого будет построено здание. В основании дома будут находиться фитнес-клуб, рестораны, бары и кафе. При проектировании башен архитекторы создают оригинальные подходы в оформлении фасадной части: нестандартной формы окна и облицовку здания», – рассказал Максим Зорин."